23.11.2017 г. – соц.педагог ОПППС и Д Терехова Е.Н. в рамках клуба для несовершеннолетних «Страна чудес» провела коррекционное индивидуальное педагогическое занятие с ребенком РДА.
Цели занятия: установление контакта с аутичным ребёнком; повышение активности ребёнка в процессе общения с взрослыми и детьми; предоставление ребенку возможности пережить как можно больше положительных эмоций.
Задачи: развитие зрительного и осязательного восприятия; преодоление негативизма; организация целенаправленного поведения аутичного ребенка.
Ариана очень приветливая, старательная девочка 6 лет. Речь почти отсутствует, только шепотом может повторять некоторые знакомые слова. Со всеми охотно идет на контакт, согласна со всеми во сем, что обозначает кивком головы. Внимание неустойчивое, через каждые две-три минуты девочка переключается на новую игру.
Одной из специфических особенностей детей с РДА является отсутствие уже с раннего возраста зрительного контакта с окружающими. Дети смотрят «сквозь» окружающие объекты или людей. Они могут сосредоточить свое внимание на ярком пятне, узорах на стене, листьях деревьев и т.д. Сам предмет в целом и его соотнесенность с окружающим они не воспринимают. Часто дети не реагируют на произносимые звуки. Основными расстройствами при РДА являются аутизм и аффективные расстройства. Дети с этим синдромом активно стремятся к одиночеству. Они постоянно пытаются воспроизводить одни и те же стереотипные действия, которые вызывают у них приятные ощущения. Все дети с РДА испытывают большие трудности во взаимодействии с миром. Аутичный ребенок ведет себя так, как будто находится один. Он играет один, разговаривает сам с собой, а чаще всего молчит. Дети обычно скрывают свой внутренний мир от окружающих, ни о чем не спрашивают и сами не отвечают на вопросы.
Аутичные дети могут эмоционально не реагировать на окружающую ситуацию, бывают безразличны к близким, при этом они часто ранимы, пугливы, чувствительны к повышенному и резкому тону.
На занятиях педагог использовала артикуляционную гимнастику с дыхательными упражнениями, игры с пазлами, аппликацию, рисование карандашами, подвижные игры «Хоровод», «Путешествие», «Сухой бассейн» манкотерапия, куклотерапия.
Куклотерапия – это частный раздел арттерапии (терапии искусством), основным приемом которого является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности. Под куклотерапией понимается раздел частной психотерапии (арттерапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (родителя, педагога, врача).
С большим интересом Ариана пообщалась с куклой Машей и впервые засмеялась на втором моём занятии.
Игры с ватой оказывают на ребенка терапевтическое воздействие. Вата очень приятный и нежный материал на ощупь. Детям нравится её рвать, бросать, дуть на неё. Можно предложить такие варианты игры, как «Снег идёт», «Снежки».
Занятия в клубе для детей с ограниченными возможностями и «Страна чудес» проводятся каждый четверг в 15.00 психологом и соц.педагогом, и индивидуально с психологом по желанию родителей (законных представителей).